Отчёт

Описание маршрута на вершину Актру 4044м по 2Б 2010 год.

После похода/восхождения на Белуху в 2009 году я решил не останавливаться на этом достижении. Что касается других участников: то новички решили, что им хватит ходить по горам и продали своё снаряжение. Занялись своими повседневными делами/проблемами. Володя по туризму не угас, продолжал ездить/ходить по Алтаю, искать и собирать лучшие кадры. Я всё по прежнему работаю слесарем КИП по вахтам. Пока не надоело, хоть и дурдом нескончаемый на работе.

В майские праздники 2010 году съездил с омскими альпинистами в Актру. Снегу в этом году необычайно много! Сходил третьеразрядником на вершину Снежная по 2А (открылся в этом сезоне) и планировали подняться на вершину Актру по маршруту 3А. Но начавшаяся непогода нарушила эти планы. Метель и снег всю ночь перед восхождением шли. Пришлось идти на вершину Купол по 2Б маршруту, но уже на следующий день 8 мая. 9 уезжали домой.

Вершина Снежная 3800м.  04.05.2010

Вершина Купол 3556м.  08.05.2010, рядом А. Ермаков и О. Городецкая

Летом в июне я созвонился с Володей и предложил ехать в Актру. Хотелось мне летом посмотреть это ущелье, а то зиму только и видел. Ну и с омичами всё надо делать быстро, мало времени на съёмки было. Мне ещё хотелось вечерних картин с вершины. Володя меня отговорил, мол там ничего интересного и запланировали озеро Дарашколь на Катунском хребте не далеко от Белухи. «Красивое озеро!»- говорит. А мне хотелось на вершину, и, на всякий случай, взял снаряжение.

Приехал в Белокуриху и 27 июля отправились на машине до посёлка Кучерла. Погода была прекрасная с утра! Но к вечеру, по дороге, испортилась, хлестанул дождь с градом на перевале Кырлык. На приграничном контроле выяснилось, что Володя забыл паспорт! Водительские права не устроили погранцов. Пришлось вернуться. На обратной дороге лил дождь. Я Володе говорю:  Поехали в Актру! Он согласился, но сомневался.

29 июля в 7:45 всё же мы выехали из Белокурихи и повернули на Чуйский тракт через мост на Катуни у посёлка Ая. Была низкая облачность и редкий моросящий дождик. Мы опять засомневались в правильности этого выбора. Володя позвонил своему знакомому в посёлок Чибит (недалеко от Актру) и спросили как погода. А он нам – У нас солнце!  Мы обнадёжились и продолжили путь до Курая. По дороге обсуждали какие  у нас планы и возможности, как добраться и где оставить машину ( у нас Нисан Х-Траил). Я говорю, что главное пересечь речку Тюте, а до перевалки без проблем доедем.

С перевала Чике-Таман нам пришлось спускаться по старой дороге, поскольку асфальтированную закрыли на 1 час, чистили от камней. Хоть наш джип «паркетный» но всё же повышенной проходимости! Солнце выглянуло и теплее стало. В Курайской степи мы повернули от Чуйского тракта направо и по грунтовой дороге доехали до моста через реку Чуя. После моста много грунтовых дорог расходятся, некоторые параллельно идут и пересекаются. Речку Тюте переехали в аккурат и доехали до перевалки. Поставили машину на платную стоянку на перевалке в 18:05 и принялись готовить ужин.

За ужином мы решили совершить восхождение на вершину Актру (программа максимум!) и сегодня же после еды подняться в ущелье Актру (смотрящий за стоянкой надоумил). Я сказал, что это раньше, чем я планировал, но это к лучшему и засобирались.

19:05 Встав под рюкзаки двинулись через полуразрушенный мост через речку Актру. Подъём вначале показался трудноватым, но мы и не торопились, привыкали к нагрузке.

20:35 Дошли до начала плато ущелья, но оно всё в воде, ручьи везде вдоль и поперёк. Только грунтовая дорога уходит. Благо на встречу к нам ехал УАЗик, водитель подсказал нам пешую тропу. Володя меня журит: ну ты и Сусанин. А я в оправдании, что я только в мае был, да снег лежал, ну и все мы прямо ходили. Тропа оказалась справа от плато и довольно комфортная. Не далеко от стоянки тропа спустилась на плато и вскоре мы дошли до места ночёвки в 21:10. На месте омичей стояли красноярцы в основном молодёжь. Это радует! Не все молодые спускают деньги в ресторанах и дискотеках! Поставили Володину палатку, я свою брать не стал, поскольку она у меня немного тяжелее. Перекусили и легли спать в 23:30. Ночью был мороз и тишина, что внушает оптимизм.

30.07.2010 7:00 Подъём и сборы. В кружках лёд! Приготовили завтрак. День хороший, ни облачка.

Ущелье Актру, гора Караташ - визитная карточка Актру, 30.07.2010

Река с ледника Большой Актру, 30.07.2010

9:00 Взяли на плечи рюкзаки и направились на подход к Голубым озёрам, там у нас по плану днёвка и ночёвка для акклиматизации. По дороге зашли к спасателям, там был только один человек, а сам спасотряд переместился на Мажой. Я ему рассказал - кто мы и куда идём и где записаться, если что. Он ответил, что записываться не стоит, достаточно того что мы сказали и удерживать нас не будет.

Шли мы не торопясь, времени у нас навалом. Правда мы немного сбивались с пути, зато поснимали на фото и видео. Подход на Голубые озёра проходит в сторону ледника Большой Актру по реке вверх. Потом сворачиваем направо по сухому руслу. Далее тропа забирает круто вверх к Бараньим лбам.

Вид на марену и ледник Большой Правый Актру, 30.07.2010

Где-то здесь надо повернуть на право вверх за кадр… 30.07.2010

По пути нас догоняли группа туристов. Они шли налегке на радиальный выход. Группу вела девушка инструктор. После Бараньих лбов мы оторвались от них и спустились на ледник Большой Левый Актру. На встречу растягиваясь шли молодые альпинисты, которые вчера сходили на вершину Актру тем же маршрутом, что и мы планировали. Мы их спрашивали: сколько до Голубых озёр? Они: да тут не далеко. Через какое-то расстояние мы с Володей засомневались дальше идти по леднику и поднялись на марену. .

Голубое озеро - это не в лесах! Частые дожди и снегопады изменили цвет. 30.07.2010

Вид с Бараньих лбов, 30.07.2010

Вид с Бараньих лбов на ледник Большой Левый Актру, 30,07,2010

13:00 Прямо перед нами открылся вид на Голубое озеро. Правда оно зелёное стало, видимо частые снегопады с последующим таянием изменили цвет воды. На берегу стоял жёлтый домик гляциолога. На озере находились люди ранее пришедшие сюда на радиалку. Поздоровались с ними и начали готовить обед. Пока мы были заняты делом, на озеро началось паломничество. Весь народ из ущелья друг за другом группами ходили посмотреть озеро. Мы с Володей искупались в озере, с берега слышали аплодисменты в наш адрес. Усталость прошла, пообедали, теперь можно и полюбоваться горным пейзажем вокруг. Домик гляциолога был пуст и мы решили там устроиться. Паломничество постепенно прекратилось, видимо все с ущелья сходили на озеро. Рядом стояла чья-то палатка.

Вид на вершины Купол и Караташ и ледник Большой Левый Актру, 30.07.2010

18:20 Спустились два альпиниста, хозяева палатки. Рассказали, что ходили 3А маршрут на Актру. 12 часов ушло у них на восхождение и спуск. Это был тот самый маршрут, на который я тогда с омичами не сходили из-за непогоды. Но у нас с Володей план на более быстрое восхождение по 2Б. Поговорили и узнали ледовую обстановку, трещины и т.д. Потом они собравшись ушли вниз в ущелье на отдых. У них были планы ещё сходить на вершины. Пожелали им удачи!

Вершина Снежная 3800м, 30.07.2010

Вершина Купол Трёх Озёр 3556м, 30.07.2010

21:00 К нам пожаловали непрошенные гости, которые попросились в домик. Двое мужчин и женщина, которые объяснили, что они не взяли с собой палатку. Мы не обрадовались, но пришлось потесниться. Пока они устраивались, ужинали и говорили друг другу, как тяжело им было сюда подняться. Потом легли спать в 23:00. Всю ночь от них стоял храп, который украл у нас с Володей полноценный отдых. Я ещё подумал, как они без акклиматизации хотят совершить восхождение!? Им по идее нужна днёвка, но они собирались идти немного позже нас.

Ночь была пугающе тёплая! Не в пример в ущелье …

31.07.2010  5:00 Подъём! Вышел на улицу, голова у меня жутко тяжелая и болела. Не отдохнул!!!  Но цель подняться была сильнее боли!!! Позавтракали и прособирались

6:20 Старт на восхождение. Наши соседи ещё собирались. Погода хорошая пока, небо чистое. Шли мы, верёвкой связавшись, останавливаясь на фото-видеосъёмки. Трещины на леднике огромны, но видные, их можно обойти. На середине подъёма ледника Большой Левый Актру головная боль прошла и настроение улучшилось. Солнце светит!  Открытые трещины кончились, но есть и закрытые трещины. Ночь хоть и была тёплой, но снег сверху подмёрз. Это хорошо, идти безопасней.

Ледник Большой Левый Актру и вершина Актру 4044м (справа), 31.07.2010

Маршрут 3А на ребро, далее направо по ребру на вершину Актру, 31.07.2010

Вскоре дошли до начала взлёта на вершину. Следы по которым шли стали то пропадать, то появляться. Начался подъём, снег стал тонким, но чувствовали мы себя уверенно и в связке продолжили подъём.

10:00 На середине подъёма на вершину Актру. Окружающие нас горы стали ниже нас, кроме Маашея- высшей точки Северо-чуйского хребта 4177м.

Перед взлётом на вершину, 31.07.2010

Вид на вершины Карагем 3962м и Маашей 4177м, 31.07.2010

11:15 Ура на вершине Актру Баш. Места на ней совсем не много для групповых восхождений! Провели ряд фото-видеосъёмок. Под нами далеко внизу парил орёл, потом он набрал высоту и пролетел над нами.  По небу потянулась верхняя слоистая облачность и небольшие кучевые облака. Похоже, что погода меняется…

Мы на вершине Актру Баш , 4044м

Полёт воли

Вершина Маашей 4177м, вдали Корона Алтая, Белуха закрыта Маашеем

Вершина Купол Трёх Озёр 3556м

Вершина Снежная 3800м

Вершина Куркурек 3989м

12:15 Сели на перекус, рядом с вершиной.

12:50 Начали спуск с вершины. Спускались лицом к склону, снег совсем тонким стал. В конце спуска снегу больше стало и мы съехали вниз.

13:50 Спустились со взлёта и двинулись по леднику вниз. Снег мокрый опасный, шли в связке, проваливаясь. Володя шёл впереди и провалился по грудь в закрытую трещину. Я сел натянув верёвку, Володя вылез и сел. Осмотрели трещину и продолжили спуск. На леднике ниже увидели наших гостей, двое мужчин, которые спустились с кулуара и пошли они впереди нас. Мы не торопились, снимали по дороге открытые трещины.

Спуск на с Актру на перекус.

Ледник Большой Левый Актру и опасные трещины.

16:00 Вернулись на Голубые озёра. Володя спросил у собирающихся гостей вниз: как сходили? А те ответили, что тоже сходили на вершину. Я им не поверил потому, что они позже нас вышли, на вершине свежих следов со стороны ребра не было. Да предыдущие альпинисты ходили 12 часов и их следы мы видели. Потом внизу на перевалке узнали от других, что они только на ребро поднялись и всё (начало 3А) .

Вечером часов в 6 - 7 вечера мы пошли вниз в ущелье Актру. Спуск с Бараньих лбов показался трудноватым. Рюкзак тянул назад, а ноги вперёд ехали. Палки помогали сохранять равновесие. По пути останавливались у памятных табличек. В ущелье по пути зашли к спасателям показаться.

Вечером часов в 8 – 9 ставили палатку на своём месте. К нам подходили люди и спрашивали куда и как сходили? Мы ответили. Они позавидовали нам.

Утром мы проснулись, погода была ещё хорошей. Позавтракали и собрались. На перевалку спустились за 1ч и 20мин. Сели в машину и выехали на Чуйский тракт. Пошёл дождь.

Русанов Роман. 2010г.

Маршрут подхода и восхождения. Карта не совсем точная, нарисовал как мог.

Домик вверху– автостоянка на перевалке, треугольники- места для ночёвок, звезда– вершина.