Восхождение на в. Белуха Восточная 4506 м

Описание маршрута

Отчёт

Глава первая

Коммерческий поход через Ленальптурс в 2007 году.

Щит на въезде на турбазу Фото: Русанов Р.В. 2007 год

В 2007 году я решил совершить восхождение на в. Белуха на Алтае. Опыта никакого не было. Обратился у себя в Омске в турфирму «Экстрим травел», где директор турфирмы Ирина Зинкевич отговаривала меня, что я не дойду, предлагала сходить там «У подножия Белухи», но только не на восхождение! Но я настаивал на своём: Белуха! Предложили сходить в коммерческий поход – восхождение от Турбазы «Высотник» турфирмы «Ленальптурс». Заплатил деньги 17000 руб и +2800руб дорога от Барнаула до Тюнгура, +билеты до Барнаула. Дали путёвку и билеты до Барнаула.

На вокзале Барнаула, ждём автобус

В Барнауле утром нас (были и другие туристы) забрал автобус и весь день ехали в пос. Тюнгур, на турбазу «Высотник». На приграничном контроле нас проверяли где-то два часа. В автобусе с нами ехали немцы на конный маршрут, я им: «Зинген папирен». А они улыбаясь в ответ: «я, я, натюрлих». На Высотник мы приехали в 12 часов ночи, где собралось нас 9 человек на восхождение. Назначили нам инструктора Евгения Волокитина.

Женя Волокитин

19.07.07 С «Высотника» нам предложили, за дополнительную плату, начать наш поход со сплава по реке Катунь до устья реки Аккем, в обход перевала Кузуяк. «Козлячий перевал» его называл Женя. Большинство согласилось, но произошла задержка по техническим причинам и мы с рафтом (большая надувная лодка для сплавов) вышли на Катунь в 16 ч. Остальные группы уже с утра ушли на туристические маршруты.

К устью Ак-кема мы доплыли в 18.30 часов, параллельно с нами шла машина с нашими рюкзаками, которые мы забрали и переправились на этом же рафте на противоположный берег Катуни к реке Ак-кем. Рафт вернулся к машине, а мы в 19.00 выдвинулись к стоянке «Три берёзы» по правому берегу Ак-кема, далее пересекли реку по мосту, до стоянки оставалось 2 км.

В долине реки Ак-кем Фото: Русанов Р.В. 2007 год.....................................................Мост через Ак-кем Фото: Русанов Р.В. 2007 год

В 21 ч мы ставили лагерь на «Трёх берёзах» у одной из них на половину ствол сгоревший. Готовили ужин. Дежурных не назначали, участвовали все в приготовлении.

20.07.07 В 6.30 проснулись, позавтракали, собрались в 8.20 и вышли на Ак-кемскую тропу, которая шла по левому берегу реки. Путь длинный, шли весь день, тропа то уходила вверх от реки, то вниз к её притокам – речки и ручьи и обратно к прижимам к реке. Тропу часто перегораживали поваленные непогодой деревья. К горному приюту «Аккем» мы дошли в 19ч 30мин. Устали все аж жуть как! До озера Ак-кем осталось примерно 5 км. Ночевали в кемпингах.

Прижим к Ак-кему Фото: Русанов Р.В. 2007 год...................................................................Горный приют Ак-кем от ЛенАльпТурс Фото: Русанов Р.В. 2007 год

21.07.07 Утром мы с Володей Меркуловым (он в нашей группе из г. Белокурихи турист и кинооператор) сходили на озеро Ак-кем поснимать (он на видео я на фото) вид на Белуху с отражением в озере и поторопились назад, чтоб позавтракать, собраться, чтобы из-за нас небыло задержки.

Аккемское озеро и Белуха с Ак-кемской стеной Фото: Русанов Р.В. 2007 год

Получили паёк до вершины (некоторые часть выложили, чтоб не тащить) и опять ожидание, оказалось, что не всем хватало снаряжения, заказанного ранее и наш выход задержался. Женя сходил и раздобыл у спасателей необходимое нам снаряжение и подобрал его каждому. Мне достались самодельные кошки по-моему, из упругой нержавейки, с загнутыми вниз передними зубами (надо было их сфотографировать). Мы вышли в 14.20 на «Томские стоянки». С нами пошёл второй инструктор Александр в помощь Жене (хотя нам не помешал бы и третий инструктор). Я со всеми успел подружиться, особенно с Володей Меркуловым из г. Белокуриха. Мы с ним разговорились, у него была с собой видеокамера miniDV Панасоник 500, а меня всегда интересовала техника.

Часовня Фото: Русанов Р.В. 2007 год

После Часовни, поставленной выше озера Ак-кем в память погибшим альпинистам, мы с Володей оторвались от группы опередив её. Володя уговорил Женю отпустить нас вперёд потому, что он был раньше на Томских стоянках и знает куда и как идти.

Но, как говориться вперёд батьки вырвались. Мы шли, как нам казалось, долго, погода начала портиться

Ак-кемский ледник (Родзевича), погода портится Русанов Р.В. 2007 год

и стало темнеть, мы с Володей шли шли поднимаясь пешком по Ак-кемскому леднику, а Томских стоянок так и не увидели. Володя ничего не мог понять, поскольку он был до этого на Томских стоянках и начал нервничать. Резко похолодало и пошёл дождь, мы выбились из сил и продрогли, перед нами метров на 700 вперёд возвышалась в темноте километровая стена (как позже оказалось Ак-кемская), с которой камни гремели. Я зажёг фонарь. Поскольку палатка осталась в основной группе, нам пришлось забиться в каменную щель образовавшуюся из трёх камней на леднике, укрыться туристическими полипропиленовым ковриками от дождя и полиэтиленовыми дождевиками с боков от ветра. Сели прижавшись друг к другу,

Володя сказал: У меня есть водка,

Я сказал: Давай.

Дождь прекратился, но ветер дул. Володя переоделся, я просох от дождя. Постелили коврики, оделись в спальные мешки, легли хрустя сухарями и заедая мёдом. Ночью нам было тепло в спальниках, друг друга контролировали: «Ты жив и не замёрз?»

22.07.07 Утром, где-то в 7 утра, проснулись. Рассвело, увидели домик спасателей и стоянку в 300 метрах от нас! Ночью мы не заметили, всё вокруг было серое в облаке с дождём и ветром.

Вот куда забились от непогоды! Видеокадр: Меркулов В. 2007 год...................................Томские стоянки Фото: Русанов Р.В. 2007 год

Собрали вещи из этой каменной конуры и пошли. Вошли в домик и увидели альпинистов лет шестидесяти – семидесяти и туристов из Москвы, которые, как они сказали, пришли пофотографировать на Аккемском леднике.

Туристы: А мы вас видели, как вы устроились там на камнях!

Мы: А вы могли бы подойти и сказать, ребята, а что вы тут делайте, давайте к нам?

Туристы: Ну мы моргали вам фонариками, вы не реагировали, значит всё в порядке, устроились там нормально!

Мы: Но мы ничего не увидели и не заметили..., Значит не судьба была попасть в комфортные условия!

Альпинисты ушли на восхождение (удивительно, но они, как позднее выяснилось, поднялись до вершины при таком возрасте), позже ушли туристы на Ак-кемский ледник фотографировать.

Легли отдохнуть. В 12 часов дня дверь открывается и я увидел испуганные переживанием (видимо за нас) глаза Жени Волокитина.

Я: «О, Женя пришёл, а мы акклиматизируемся!»

Он сразу успокоился. Вошли остальные туристы-альпинисты, рассказывая, как они пережили непогоду.

Я им: «У вас хоть палатки были, а у нас с Володей по круче было – под открытым небом!!!»

Женя позже сказал: «Ну всё, вперёд себя никого не пущу!!!»

По плану на сегодня запланирован акклиматизационный день, плюс тренировки на леднике «Арбуз», рядом со стоянкой. На тренировке нужно изучить узлы и отработать технику движения по наклонному льду в кошках.

Тренируемся на леднике Арбуз Фото: Русанов Р.В. 2007 год

23.07.07 В 4 утра проснулись, начали завтракать и собираться. Вышли из домика и двинулись по леднику Арбуз до перевала Делоне.

Было тепло (для гор), где то около 3-5 градусов тепла. Подходили мы долго, меня мутило, у Ромы в группе из носа кровь хлынула, потом прекратилась, всем не хватало воздуха. Подошли под перевал к бергшунту, одев по пути кошки, Женя пошёл вверх проверить заранее провешенные перила.

На Арбузе, подходим под перевал. Фото: Русанов Р.В. 2007 год................Начало перевала Делоне, мелкие льдинки сыпятся сверху. Видеокадр: Меркулов В. 2007г

Как оказалось, двигаться дальше опасно, ледовые буры оказались подтаянными, Женя их перебурил. Сверху перевала потихоньку стало светить солнце. Инструктора, видя опасность камнепада, запретили идти дальше, срочно начать спуск. Володя Меркулов отказался выполнять эту команду, хотел было двинуться дальше, но инструктора его не пустили на верх. Начали спуск, немного отошли вниз от перевала, сверху сорвались два подтаявших камня. Они в аккурат обкатили вокруг нас снизив скорость. Все убедились в правильности этого решения. Вечером большинство в нашей группе расслабилось и решило не пытаться снова идти вверх, а спуститься вниз, обратно к Аккемскому озеру. Прошла ещё одна ночёвка на Томских стоянках, но в своих палатках. Домик заняли прибывшие спасатели.

24.07.07 Утром в 9 часов Женя поговорил с другими альпинистами любителями, те рассказали, что сыпет с перевала как из Камаза щебень. Володя Меркулов решил больше с нами не ходить, собрался и пошёл на Турбазу Высотник требовать назад деньги, но, как позже оказалось, безрезультатно. Я с ним обменялся телефоном и адресом. Мы отправились на озеро позже.

На пути вниз, по радиосвязи инструкторам, ну и нам предложили другую вершину для подъёма – Ак-Оюк 3670 метров.

На Ак-кемском леднике, связь с приютом Ак-кем Русанов Р.В. 2007 год...................Наша группа на Ак-кемском леднике, погода получше Русанов Р.В. 2007 год

Наша группа на озере заночевала, так как лагерь занят другими группами, инструктора в качестве отдыха на завтра предложили сходить в долину Ярлу, чтоб полюбоваться местными красотами.

25.07.07 Утром переправились через озеро Ак-кем на лодке с местным алтайцем на противоположный берег и пошли в долину реки Ярлу.

Долина реки Ярлу Фото: Русанов Р.В. 2007 год.......................................................Эдельвейсы, занесены в красную книгу

Ходили, смотрели цветочки: эдельвейсы, колокольчики, водосборы и т. д., открылся вид на перевал Кара-Тюрек и как поднималась по нему группа туристов с Высотника. Мы дошли до «Города Духов» сложенного из камней последователями Рериха, которые продолжают дальше там заниматься и медитировать созерцая горы.

"Город Духов" и вид на перевал Каратюрек Фото: Русанов Р.В. 2007 год....................................Энергетический камень Фото: Русанов Р.В. 2007 год

Посреди этих каменных построений есть энергетический камень, который выходит из под земли и имеет большую популярность среди последователей Рерихов.

На пути вниз я всё таки не успокоился, трясу Женю с вопросом: «Ну когда, ну когда сходим на вершину, я хочу подняться!». Женя: «Кто ещё хочет наверх!» Согласились ещё двое Ваня и Рома с Москвы. Остальные мучались со сбитыми ногами и куда-то толком не хотели, так рядом куда нибудь сходить или поваляться. Женя сказал: «Завтра трое на Ак-оюк, а остальные зализывают раны!»

26.07.07 Утром мы поднялись по тропе которая ведёт на вершину Ак-Оюк и в долину Семиозёрье, куда по пути с нами направлялись французы: мужчина и женщина. Я приветствую: «Бонжур». Они улыбаясь в ответ: «Бонжур». Далее мы свернули на гору, с нами пошли ещё двое пацанов инструкторов: Толя и Володя, которые тоже захотели подняться. Они туда не первый раз ходили.

Гора Ак-Оюк Фото: Русанов Р.В. 2007 год..........................................Водосборы (аквилегия) Фото: Русанов Р.В. 2007 год

Поднимались по Восточному ребру скальным маршрутом, в середине подъёма выходили на снег. Несколько раз казалось, что вот-вот она вершина, однако это пупырь. А она на самом деле ещё выше, подъём продолжается.

На вершину поднялись неожиданно для меня (я думал опять обман) к четырём - пяти часам. Вид на Белуху отличный, вокруг обзор поразивший моё воображение.

На Вершине Ак-Оюк 2007 год...............................................................................Вид на Белуху с Горы Ак-Оюк, "рыбий глаз" Фото: Русанов Р.В. 2007 год

Красиво, но время ограниченно, спускаться надо было. Толя и Володя пошли по пути подъёма: им нормально, но нам неопытным там спускаться было боязно, пошли по более, как нам показалось, пологому Северо-Восточному ребру горы. Смеркалось, включили фонари, продолжали спускаться. Ночью спускались, поскольку хватало яркости моего самодельного фонаря, но дальше был резкий и крутой обрыв, дна внизу не видно. Внизу нас давно ждали Толя и Володя, мы включили аварийно моргающий свет. Они пробовали подойти к нам, но не смогли в темноте и тоже заморгали. Пришлось ждать рассвета. Ночевали под открытым небом. Я не спал, наблюдал за звёздами, красиво. Ночь тихая, а бывает, как сказал Женя, погода «примёрзли соплями к скалам».

Рано утром мы проснулись и посмотрели вниз, спустили верёвку и прошли этот трудный участок. Внизу Женя поздравил нас туристов с горой.

Спустились с Вершины Ак-Оюк 2007 год

Погода начала портиться, мы шли под дождём по Ак-кемской тропе к турбазе «Высотник». Ночёвка была на «Трёх ручьях» возле ручья Аккемская падь. На стоянке «Три берёзы» нас должна была встретить машина Газ-66, но из-за дождя перевал Кузуяк размок, машина не поднимется. Мы сами начали было подниматься на перевал, но нас остановил работник прибежавший с турбазы и сказал, что машина ждёт напротив устья Ак-кема. Пришлось вернуться и направиться к реке Катунь к месту высадки. Забрали нас и переправили через Катунь к машине, доехали нормально. По пути нас проверил пограничник и подобрали двух туристов/велосипедистов до пос. Тюнгур. За машину взяли с нас дорого 2500 рублей с группы, когда через перевал Кузуяк стоило 3000 рублей. До Барнаула мы добирались на «Газеле», так как сломался автобус. По дороге на приграничном контроле, нас не хотели пропускать, из-за отсутствия пропуска, турбаза «Высотник» забыла дать или позже завезёт, Водитель был вообще не в курсе. Звонили по своим сотовым в Ленальптурс, там девушка не понимая ситуации сказала: «Ждите, сейчас я вас переключу...», мы: «У нас телефон сотовый и межгород, денег нет на все ваши переключения, решайте эту проблему, а то на поезда и самолёты опоздаем из-за вас!» Пограничники после наших уговоров всё таки пропустили.

В первый раз я сходил в горы! Понравилось очень! Но на Белуху я не попал! Задача не была выполнена. Турфирма «Ленальптурс» не гарантировала, что мы попадём на заветную вершину, но то, что была плохая организация нашего похода восхождения: это поломки автобусов и автомобилей, отсутствие заказанного снаряжения, всё это задерживало наши выходы, сбивался график похода, проблемы на приграничном контроле.

На турбазе «Ленальптурса» для приличия и очистке совести за эти неудачи с их стороны, могли бы вернуть нам часть денег. Инструктора тут не причём! Они работу сделали нормально.

В Омске в «Экстрим травел» было собрание и чаепитие, где каждый расказывал о своём путешествии от турфирмы. Директор турфирмы Ирина Зинкевич говорила, что была права на счёт горы. Но у меня было желание вновь отправиться на гору, но уже с другими людьми.