Восхождение на вершину Белуха Восточная 4506 м

Глава вторая

Моё второе восхождение с Владимиром Меркуловым* и с инструктором спасателем Иваном Усановым**.

2008 год

Осенью 2007 года я созвонился с Володей, поговорили, что задача не выполнена, начали с ним планировать новое восхождение на вершину Белуха. В Новый 2008 Год звонил, весной звонил, договаривались. В марте меня сократили с Омского НПЗ, теперь вообще свободен! Володя со своей стороны встречался со спасателем Иваном Усановым, который знал весь маршрут и опытен в горах. Восхождение запланировали на июнь, пока горы снежные и более красивые.

Я на поезде приехал в город Бийск. Володя встретил меня и поехали к нему, в город Белокуриха. Там выполнили тренировочный 500 метровый подъём с рюкзаками на местную гору Церковка.

Вид на Белокуриху с горы Церковка. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Собрались, определяясь со снаряжением, кто что берёт, у меня вышел рюкзак 42 кг, у Володи полегче. Выехали на машине, по пути, в посёлке Черга, забрали ещё одного участника восхождения – Миша Лукашев с Горноалтайска (его друзья подвезли к посёлку) и начали движение до посёлка Кучерла рядом с Тюнгуром. Договорились с местным жителем, алтайцем Васей, на счёт стоянки для машины на его дворе и коней, на которых погрузим наши рюкзаки до «Трёх берёз» через перевал Кузуяк.

13.06.08 Переночевав на реке Кучерле, позавтракали, подъехали и поставили машину во двор. Вася запряг своих коней нашим барахлом и двинулись на перевал Кузуяк.

Перевал Кузуяк. видеокадр: Русанов Р.В. 2008 год......................................На седле перевала Кузуяк. видеокадр: Русанов Р.В. 2008 год

Погода хорошая. Через 1,5 часа мы были на седле перевала. Там щит указатель «Природный парк Белуха». Передохнув, спустились к «Трём берёзам», но время, оказалось всего час дня и мы попросили Васю, за дополнительную плату, подальше провести наши рюкзаки по Ак-кемской тропе.

На Аккемской тропе, лёд ещё не везде растаял. Видеокадр: Меркулов В. 2008 год

Дождь начал накрапывать, Вася остановился и выгрузил наши вещи под ёлкой. Мы рассчитались с ним, он ушёл на конях обратно. Мы, загрузившись, пошли далее. Пройдя стоянку Три ручья и маренные прижимы к реке, встали на ночёвку, рядом с рекой, где в 2007 году останавливались на обед в походе с турбазой Высотник. Рядом с нашей палаткой стояла палатка двух пожилых мужчин из Москвы, первому 67 лет, а второму - 70 и слабо ходил, первый ему помогал в движении. До этой стоянки они шли три дня. Разговорившись с ними узнали что первый рисует картины, но, живя в Москве, вдохновение исчезает что либо рисовать. Поэтому они идут к Белухе, чтоб получить энергию творчества!

14.06.08 Утром мы попрощались с ними и двинулись дальше. Что-то тяжело мне было идти, рюкзак у меня был заносчив и тяжёл. Я отставал от своих товарищей, на последних километрах от приюта Ак-кем Ленальптурса Володя вернулся за мной и понёс мой рюкзак, удивился его весом. В приюте нам вынес чай и пряники работник, он был пока один, сезон ещё не начался и в лагере никого не было. Мы поблагодарили его и пошли на озеро к балкам и спасателям, там должен был ждать Иван Усанов. Пройдя эти последние километры на сегодня, я чуть не у пал в траву от усталости.

Ивана, как оказалось, ещё не было. Нас встретил другой Володя, с Усть-Коксы, который там зиму прожил и сторожил эти «бочки», следил за порядком, и ухаживал за часовней, которая поставлена выше озера, недалеко от реки Караюк. Он пустил нас в один балок, где мы переночевали в ожидании Усанова.

Иван пришёл на второй день (16.06.08) томительного ожидания, перед обедом. После обеда мы приступили к тренировкам: Иван показывал/учил завязывать узлы, пользоваться снаряжением, потом учились подниматься/ходить по перилам, отрабатывали команды и подавали их сами.

Ак-кемское озеро в сумерках. Фото: Русанов Р.В. 2008 год................................Иван, Михаил, Владимир, Роман (автор)

17.06.08 Мы пошли к Томским стоянкам в 10-11 утра. С нами попросились и пошли двое туристов из Питера: мужчина и женщина, до стоянок (они потом самостоятельно вернутся, пока мы будем на вершине) . Ак-кемский ледник обходили по марене метров на 100 выше начала языка, так как внизу ходить опасно. На ледник спустились с марены на 2 км выше и пошли левее Ак-кемского ледопада обходя трещины. По пути сфотографировали след невиданного зверя, наверное барс.

След невиданного зверя. Фото: Русанов Р.В. 2008 год...............................................Короткий привал, в погоде сплошные перемены. Видеокадр: Меркулов В. 2008 год

Погода портилась, сзади догоняла туча с Ак-кемкой долины и перед Томскими стоянками пошёл снег, но мы были на подходе к спасательному домику. Вошли в домик и начали располагаться, готовить еду. Снегопад за окном усилился, а мы отдыхали после 5,5 часового перехода. Иван, Миша, мужчина из Питера играли преферанс. Я попытался играть с ними, но я не понял игры, только компанию поддержал.

Утро 18 июня встречает нас сплошным туманом и зимней сказкой, затянуты вершины Белухи, но не плотно. С горы Делоне и Белухи по Ак-кемской стене сходили небольшие лавины. После обеда Иван провёл с нами ледовые занятия на леднике Арбуз, рядом с Томскими стоянками. Распределили питание и общее снаряжение на гору: 6 буров, 3 верёвки, 2 палатки и лопата.

Зимняя сказка. видеокадр: Меркулов В. 2008 год....................................................................Ак-кемская стена. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Смеркалось, Иван распределил на нас обязанности дежурных по очереди я, Володя, Миша, а он отвечал за техническую сторону восхождения, он первый на перевале и на вершину тянет перила для подъёма и на спуске: последним спускается снимая за собой верёвку.

Спасательный домик на Томских стоянках. Фото: Русанов Р.В. 2008 год............................................Сумеречная сказка. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

19.06.08 Утром рано затемно проснулись и позавтракав вышли к перевалу Делоне, по леднику Арбуз. По пути Иван спросил: взял ли я лопату, я схватился за голову – забыл! Иван, экономя наши силы, сбегал за лопатой, благо далеко не ушли от домика. Двинулись дальше. У подножия перевала одели кошки, Иван начал тянуть перила, а я с Мишей распутывал верёвку и подавали Ивану.

Иван тянет перила. видеокадр: Меркулов В. 2008 год.....................................Мы подаём перила. видеокадр: Меркулов В. 2008 год

Поднимались взаимодействуя и помогая друг другу. Володя замыкал нас снимая буры и верёвку и передавал мне, а я – Мише, Миша - Ивану. В 9.20 мы были на перевале, Иван поздравил нас с подъёмом. Перед нами открылся вид на ледник Менсу (Сапожникова). Погода сказочно-облачная.

Володя Меркулов на перевале Делоне. Фото: Русанов Р.В. 2008 год.........................................Вид с перевала на ледник Менсу. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Мы связались между собой и в связке начали спуск на ледник Менсу (Сапожникова) верхнее поле. Сели на этом снежном поле на привал чтоб перекусить.

Спуск с перевала Делоне. Фото: Русанов Р.В. 2008 год.....................................................Ледник Менсу (Сапожникова) верхнее поле. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Отдохнув пошли на перевал Берельское седло. Миша на подъёме больше всех лидировал и сильно устал. У Володи промокли ботинки через кожу. В 14.00 мы преодолели перевал, Иван поздравил нас с этим событием. Перед нами вид на подъём на ТКТ (Томский клуб туристов).

Перевал Берельское седло. Фото: Русанов Р.В ............................Отдых на Берельском седле. Русанов Р.В. ..............................Подъём на ТКТ. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Мы отдохнули на перевале и решили идти на ТКТ, чтоб на следующий день быть по ближе к вершине. Солнце пекло, но недолго.

Я на пути подъёма до ТКТ Облачность сгущается...................................Володя и Миша на коротком привале до ТКТ

По пути подъема погода резко испортилась, посыпал снег и началась метель. Я сильно устал, так ка глубокий снег на подъёме вымотал всех. Небольшая видимость ещё была, и, на ТКТ Иван скомандовал быстро расчищать площадку для палаток. Лопатой, ногами и руками окопались в снегу и поставили палатки. Снегопад прекратился, сготовили поесть. Вокруг красота, облака окружали нас и нашу гору.

Облачная сказка, стоянка ТКТ. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Заготовили воду на завтра по поллитра на каждого в спальники. Ночью было холодно, я и Володя толком не поспали.

20.06.08 Утром в 4.30 мы проснулись, завтрак, сбор снаряжения и питания на гору. У меня и у всех замёрзли промокшие ботинки, разогрели на горелке и одели. Погода хорошая. Пошли в связках, обходя и проходя по перешейкам ледовые разломы у ТКТ. Направились к юго-восточному ребру. Погода отличная, хотя облака стелились ниже нас.

Восхождение солнца, стоянка ТКТ. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

«Три орла». Фото: Усанов И. 2008 год

На ребро Иван пошёл первым, вытягивая верёвку к петлям на скалах. Восхождение началось, подаём друг другу команды взаимодействуя на подъёме. В конце подъёма по ребру погода начала портиться и на ребре в 14.00 Иван поздравил с подъёмом, но пропал из виду последний взлёт на Белуху. Всё накрыло облаком и посыпал снег с ветром. Группа в замешательстве: идти дальше или нет.

Накрывает. Фото: Русанов Р.В. 2008 год....................................................................................................Да..., погода нелётная. 2008 год

У Ивана ещё была цель заснять кадры для рекламы банка Зенит на вершине. Но, когда достали буклет с красивыми буквами «ЗЕНИТ», сверху от влаги порозовела ткань. Иван был в негодовании. Я предложил перекусить и подумать. Во время перекуса Иван говорит, что он может довести до вершины, но ничего не видно здесь и на верху. Вернёмся к палаткам ночью в ужасно уставшем состоянии. Я вроде бы за эту авантюру, но Миша категорически против, а Володя принял нейтралитет. Я сказал, что решает большинство, видя что дальше мы не идём. Иван приступил к съёмкам, в кадре Миша, в его руках банк Зенит с розовым верхом на белом фоне и шитый моими чёрными нитками, белых у нас не оказалось! Почему работники банка допустили такую оплошность в изготовлении этой рекламы?

Спустились вниз по ребру благополучно, без происшествий. До лагеря шли по своим следам и в конце пути вышли из снежного облака окутавшее Белуху до позднего вечера. Обошли ледовые разломы, зашли в палатки и приготовили поесть.

Вышли из снежного облака. Фото: Русанов Р.В. 2008 год.......................................Ледянные разломы на ТКТ. Фото: Русанов Р.В. 2008 год

Переночевав на ТКТ, утром я спросил: «Ну что, может повторим подъём, погода прекрасная». «Нет, нет»- ответили все: «Вниз, домой!» Хотя я и сам устал для подобного геройства. На перевале Делоне я спускался первым, за мной остальные участники. Иван поздравил нас с преодолением перевала и горой. Смаркировали верёвки и пошли к домику. На Томских стоянках пообедали и просушились. Миша первый «сорвался» бежать вниз к озеру, Иван позже, а я с Володей – последние, в пять вечера. Шли не торопясь, снимая на камеры местные красоты, хотя солнце зашло за гору. На Ак-кемском озере ждал нас Иван и спросил почему мы так долго шли, мы объяснили... . Миши на озере не оказалось, Иван сказал, что у него большая тяга домой появилась и он покинул нас. Мы с Володей немного обиделись на Мишу, вроде бы вместе шли, надо быть вместе до конца похода. Ну да ладно, всё нормально. Переночевали и пошли вниз по Ак-кемской тропе. По пути зашли, переправившись через Ак-кем, на водопад Текелю.

Вид красивый, ущелье, водопад и реку засняли и двинулись дальше по Ак-кемской тропе. После стоянки «Три ручья» стало темнеть, мы продолжали идти ночью. У меня был с собой мощный фонарь, который хорошо освещал тропу. До «Трёх берёз» мы не дошли, остановились в 23 часа на третьем ручье от туда - Кара-Ойбок.

Утром проснулись и увидели, как нашу палатку атаковали клещи. Быстро встали, собрались, вытряхнули палатку, отряхнулись и осмотрели друг друга. Позавтракав, быстро дошли до поворота на перевал Кузуяк. Обнаружили на себе по впившемуся клещу, отодрали их от себя. Машины не было, лошадь не нашли, пришлось идти/подниматься своими силами.

До Кучерлы добрались благополучно, искупались! Вода сняла усталость!

Рассчитались с алтайцем Васей за стоянку и забрали машину и поехали домой.

Володя после этого восхождения сказал: «Ну всё, больше на такие восхождения не пойду, буду ходить, как раньше, рядом, внизу по горным озеркам, речкам, достопримечательностям! Ну так тяжело идти в связке вверх по снегу, всё это сильно выматывает!!!»

Осенью осталось чувство, что задача с восхождением опять не выполнена на 100%, хотя основное сделано. Нужен новый и наверно самостоятельный поход/восхождение на Белуху!

* Владимир Меркулов, автор фильмов: «Курорт Белокуриха», «Природа Горного Алтая», «Путешествие по Горному Алтаю» т. 8(38577) 23386 город Белокуриха.

** Иван Усанов, автор фильмов: «Полёт по-русски», «Кто спасёт Тут-Куш», «SOS Спасите наши души», «Фрирайд по «бутылочке»», «Небесное пастбище», «Вода, дарующая смелость» Студия «ИРБИС» т. 8(38844) 21112

Фильмы рекомендую посмотреть, качественные съёмки и хорошее содержание. Но, как бывает у всех авторов фильмов, часто на прилавках продают пиратские устаревшие копии, а авторы постоянно совершенствуют и обновляют свои фильмы новыми качественными кадрами.

Приведённая здесь информация не оплачена.

Русанов Роман Витальевич 2009 год  rusanov127@mail.ru

назад

Водопад Текелю. Фото: Русанов Р.В.